Мы привыкли, что Новый год наступает 1 января, и даже не задумываемся, что он может иметь другую дату. Когда-то на Руси его праздновали 1 марта. А в православной церкви уже несколько веков годовой цикл праздников начинается 1 сентября (14-го по современному календарю), когда отмечается церковное новолетие — начало индикта.
Необычная система летоисчисления
Существуют разные единицы счета времени. Одна из них – индиктион, или индикт, обозначающий временной промежуток длинной 15 лет. Откуда пошло это слово и каково его истинное значение – точно неизвестно. Считается, что он связан со сбором податей. При Диоклетиане (297-298 гг.) индиктионом назывался налог, при Константине Великом (312 г.) это уже была единица летоисчисления, начинавшаяся 23 сентября. Возможно, она заменила счет времени по олимпиадам. В 462 г. в Византии начало отсчета было перенесено на первый день осени. В XIV–XVI вв. на Руси времяисчисление проводилось по индиктам, кругам Солнца и Луны.
Великий индиктион – временной промежуток в 532 года. Его отсчитывают от Сотворения мира (начала византийской эры). В 1941 году начался 15-й великий цикл.
Есть несколько индиктов, в зависимости от числа начала года: императорский, или индикт Беды, (24 сентября); римский, или папский, (25 декабря или 1 января); Senensis (8 сентября); греческий (1 сентября).
Празднование
Церковное новолетие — начало индикта на Руси отмечалось с 1363 года. В 1492 г. праздник получил статус церковно-государственного и отмечался торжественно и с размахом. Его начинали праздновать 31 августа. Все шли на вечерню, которая заканчивалась в полночь колокольным звоном, возвещавшим о наступлении нового года. В доме гасили свет, чтобы утром, путем трения, добыть новый огонек, символизирующий новый жизненный виток.
1 сентября проводилась красочная и торжественная служба. На площади возле собора строилось возвышение, покрывалось коврами. На него поднимались патриарх, одетый в сияющие одежды, и царь в шапке Мономаха. Внизу находилась вся свита: бояре в парчовых одеждах с длинными рукавами и собольих высоких шапках, стрельцы со знаменами и барабанами, дьяки, приказчики, приглашались иностранные послы.
Проводился торжественный молебен. После него шел обмен поздравлениями между патриархом и царем. Затем государь поздравлял бояр и весь народ, которые отвечали царю тем же. Служба заканчивалась угощением для сановников, народу доставалось денежное подаяние. В деревнях накрывались столы, за которыми собиралась вся деревенская община.
В 1700 г. празднование Нового года перенесли на 1 января, и служба стала более скромной, проходила без участия царя, хотя праздник считается посвященным Господу.
Традиции
В течение дня каждый старался совершить милосердное дело: обуть и накормить нищего, подать милостыню. Знать одаривала детей, шла в тюрьмы и несла подарки заключенным.
Заканчивался сбор урожая, и начиналась пора посиделок и сватовства. Матери холостых парней захаживали в дома, где собирались девушки, наблюдая, как они работают, и присматривали суженую для сына.
Для мальчиков, которым исполнилось 3 года, проводили веселый обряд «сажания на коня». На малыша одевали шашку, садили его на лошадь. Отец вел животное за уздечку 3 круга. Такие действия символизировали прощание с младенчеством, и ребенок уже считался казаком.
В этот день также почитали память святого Симеона, которого народ называл Семеном-летопроводцем, и 40 дев-постниц – святых мучениц.
.