Страницы православного календаря полны важных для верующих дат.
Одна из них отмечается 4 сентября, когда с уважением почитается память убиенных мучеников Агафоника, Акиндина, Зотика, Феопрепия и Севериана, пострадавших в период гонения христиан от руки нетерпимых язычников. Несмотря на все физические мучения и унижения христиане остались верны Отцу Небесному и продолжали проповедовать слово Божье, неся его в массы идолопоклонников и обличая инакомыслящих.
На Руси торжество получило иное название, близкое слуху простого обывателя — Агафон Огуменник. Есть на то свое объяснение. В старину так называли огороженное место, где строили гумно — участок или сарай для хранения зерна, сжатого хлеба. В ночь на празднество нечистая сила свирепствовала и уничтожала запасы, потому гумно тщательно охраняли и оберегали от бесов.
История жития страстотерпца
Агафоник жил в 3-4 веке в малоазиатской Никомедии и происходил из благородного колена Гиппасиева. Сведения о детстве и юности его не дошли до наших времен. Согласно информации из Священного Писания будучи уже в сознательном возрасте он обратил в христианство большое количество идолопоклонников, отвергающих единого Бога и избравших ошибочную веру. В числе посвященных был и принцепс, то есть старейшина, первенствующий член Сената.
Градоначальник Евтолмий, исполняющий указы правящего императора Максимиана, будучи послан в небольшой город Карпен в Понтийской местности изловил и распял последователей Зотика. Ученики отказались принести кровавую жертву ложным идолам, потому претерпели мученическую смерть. Самого Зотика комит взял с собой. Прибыв в Никомедию он продолжил гонения христиан. Так в плен попали Агафоник с новоявленным верующим старейшиной Сената, Севериан, Феопрепий и Акиндин.
Долго пытали несчастных за их искреннюю веру и любовь ко Всевышнему, а затем доставили на суд ко двору самого императора во Фракию. Из-за длительных истязаний и кровоточащих ран пленников практически покинули силы, и они стали отставать от колесницы. Обезумевший от злости комит приказал убить их на месте, не дожидаясь их гибели от болей. В живых остался только Агафоник и Севериан. Первый был казнен в Силиврии посредством усекновения главы, Севериан забит близ Халкидона.
Останки мучеников были подобраны братьями и сестрами по вере и захоронены с почестями по всем канонам. Позднее на месте погребения мощей был воздвигнут храм в честь страстотерпца.
Обычаи празднования даты на Руси
Работать на Агафона Огуменника не воспрещалось, потому крестьяне занимались обычными делами, прерываясь на отдых и приемы пищи. Женщины выполняли работу по дому, делали заготовки на зиму; сильная половина семейства работала в поле или во дворе. Но главной традицией торжества является, конечна, охрана сарая с запасами.
Мужчины со всего села собираются воедино ради защиты гумна от нечистых сил. Считалось, что дух леса — сам леший,- покидает свое жилище и резвится по деревне, развязывая снопы и раскидывая сжатое. Предстает он обычно в образе человека, потому отличить от незнакомца или путника его невозможно. Единственная примета — это широкий красный кушак из плотного материала и обувь, надетая наоборот. Чтобы спугнуть лесовика и отвадить его от гумна мужики надевали наизнанку тулупы, а голову повязывали белым полотенцем. Вокруг сарая чертился круг, из которого выходить не следовало. Сам леший переступить черту не сможет, примет охраняющих за своих бесов и уйдет.