29 августа отмечается христианский праздник, имеющий несколько названий: Холщовый, Нерукотворный, Хлебный, Третий или Ореховый Спас, Посевы, Досевки. А православная церковь отмечает перенесение Нерукотворенного Образа Спасителя из Едессы в Константинополь.
История
Однажды, как повествует предание, правитель малоазиатского царства Осроены Абгар V (Авгарь) заболел проказой. Никто не мог его излечить, и болезный обратился к Христу за спасением. Иисус ответил, что не может покинуть Иерусалим и пообещал прислать своего ученика для исцеления больного.
Авгарь уверовал в Христа, хотя никогда его не видел. Он очень хотел помолиться образу Спасителя, поэтому послал художника, чтобы тот сделал портрет. Живописцу не удалось выполнить задание. Тогда Иисус попросил полотенце (убрус) и воду, умылся, вытер лицо и на полотне отпечатался его лик.
После чудесного Воскресения Фаддей, один из 70-ти апостолов, пришел к больному, исцелил и передал ему убрус с изображением образа Спасителя. С этого отпечатка были созданы первые священные изображения в виде икон. Нерукотворный лик Иисуса укрепили на воротах города. Во время осады Эдессы армией византийского императора жители города обменяли священный убрус на мир и освобожднение пленных, и святыня попала в Константинополь, откуда была похищена воинами IV Крестового похода и теперь считается утраченной.
Традиции
Праздник богат на традиции и обряды. Главным событием был сбор орехов. Их заготавливали в достаточном количестве как источник белков, жиров, витаминов и микроэлементов, ценный продукт во время поста. Самой первой в лес шла пожилая женщина. То, что ей удавалось набрать, служило эталоном: остальные сборщики плодов должны были собрать не меньше. По лесу ходили с опаской, имея при себе обереги от злых духов, потому что верили, что в этот день ведьмы выходят на заготовку коры лещины для волшебных палочек. Затем орешки освящали в церкви. В корзинки также клали хлеб из урожая этого года, мед, дары садов и полей. Дома от освященного каравая отрезали кусочек, заворачивали его в холст и прятали за иконой, чтобы в семье был достаток и благополучие. Освящали также сотканное полотно, из которого затем шили одежду для всех членов семьи.
Из древесины и веток орешника мастерили обереги от темных сил, из листьев вязали веники для банных процедур. Посещение бани было обязательным в этот день. Парились, похлопывая тело свежими веничками, которые способны исцелить, придать сил, укрепить веру и дух.
За праздничным застольем главным угощением был каравай из муки нового урожая. Кроме него пекли выпечку с грибами, орехами, маком – ведь Хлебный Спас!
Заканчивался сев озимой ржи. Женщины провожали мужчин в поле с хлебом и солью, молились об урожае, а на ужин пекли пирог с кашей.
Наступало время ярмарок, на которых продавали холсты. Считалось, что нельзя уйти без покупки, а особенно без отреза материи, поэтому это была выгодная пора для купцов.
Приметы
- Хороший урожай орехов в этом году обещает богатый хлебород в следующем.
- На третий Спас улетают последние ласточки.
- Если журавли отлетают на Ореховый Спас, на Покров (13 октября) уже будет мороз.
- Первый съеденный фундук окажется сладким – будет счастье, если горьким – готовься к трудностям и горестям.
- Чтобы год закончился благополучно, нужно положить в кошелек пару сросшихся орешков.
- Гроза в этот день к теплой осени.