Народный праздник Фотя Поветенный установлен в честь Никомедийских великомучеников Фотия и Аникиты, пострадавших во времена гонений христиан. Страстотерпцы приняли страдание за обличение идолопоклонников и проповедование слова Господня, не боясь расправы и физических мучений. Их память свершается 25 августа православными верующими по всему миру.
История жития святого
Аникита и его племянник Фотий родились в Никомедии, центре малоазиатской Вифинии. О детстве и юности праведников доподлинно ничего не известно. По региону их жительства властвующий правитель Диоклетиан поднял волну христианских гонений. Он отдал приказ установить на главной площади различные орудия для пыток, устрашающие христиан,- котлы, рожны, железные когти, колеса. По римской территории были разосланы императорские указы о поимке еретиков, дозволяющие издеваться до смерти и мучить пленников.
Аникита осмелился лично явиться к Диоклетиану и проповедовать перед ним слово Господне, обличая идолопоклонников. Обезумевший от ярости государь был не в силах более слушать подобные речи и приказал тотчас отрезать святому язык. Однако, и после этого комит смог нести учение Христово в массы. Аникиту долгое время мучительно пытали, били воловьими жилами и прутьями так, что плоть обнажала кости, но он мужественно и смиренно переносил все испытания. Тогда по повелению царя на арену был выпущен голодный лев, и проповедник был брошен к нему на растерзание. Внезапно зверь успокоился и сделался ласковее безобидного котенка — стал ластиться к мужчине, гладить его лапой по одеждам и преданно смотреть в глаза. Мученик продолжал молиться Всевышнему за спасение заблудших душ и прощение им грехов земных. Как только чтение было окончено, Никомедию поразило землетрясение, недры разверзлись, стен строений обрушились на еретиков и лишили их жизни. По указу императора мужчину приговорили к усекновению главы, но лишь палач занес орудие над его телом, как без чувств пал наземь. Затем христианина привязали к пыточному колесу и стали вращать на пламенем, обжигая его железными прутьями. Взмолился Аникита Отцу Небесному и путы развязались, освободив его измученное тело.
Племянник его, не в силах терпеть изуверство, вышел из толпы и заступился, обнял пленника и поцеловал. Обоих верующих заключили в темницу, где не давали ни еды ни воды, а через 3 дня снова представили перед судом и повелели отказаться от Иисуса. Озвучив отказ страстотерпцы тотчас были повешены на дыбы, их раны опаляли огнем, избивали камнями, строгали когтями телеса. Но боли они не чувствовали, поскольку Господь помогал им преодолевать мученичество. После этого правитель повелел соорудить и истопить громадную печь для убиения, но десятки неравнодушных людей встали на защиту Фотия и Аникиты. Все они были заживо сожжены и погибли с молитвой на устах. Когда пламя рассеялось, узрели присутствующие, что тела остались невредимы и волосы целы, и уверовали в Бога.
Традиции и обычаи празднования даты на Руси
В народе канун праздника часто связывали с мероприятиями по уборке забытых и нежилых помещений. Такие постройки называли поветками или поветью, что дало название дате. По убеждению сельчан нельзя было допустить, чтобы сам черт ногу на поветье сломал. Тогда же проводили обряды по изгнанию и отпугиванию нечистой силы. Делали это при помощи специального заранее заготовленного веника из вереска, которым «выметали» бесов.
Во многих регионов в эту дату начинали посев озимых. А вот следующая неделя после Фоти Поветенного считалась неблагоприятной для посева хлеба, потому как мука из помола получится с мошками, червивая, а вывести таких паразитов невозможно.