23 июля православный народ отмечает праздник Антония Громоносца, в честь преподобного старца, основателя Киево-Печерской лавры.
Житие святого
Преподобный (в миру Антипа) родился в 983 г. в городе Любеч (ныне это поселок городского типа в Репкинском районе Черниговской обл.). Став христианином, отправился в паломничество по местам, связанным с Иисусом Христом. Возвращаясь домой, остановился в монастыре Эсфигмен, на Афоне, где принял постриг и пробыл несколько лет. Жил уединенно, в пещере. Однажды игумену было внушение свыше, что Антонию нужно идти в Киев, дабы утверждать в вере живущих там людей.
Инок поселился на Берестовой горе, в пещере, и сразу же принял анахоретство. Он уединился от людей, питался раз в 2 дня сухим хлебом, запивая водой. Не зная покоя ни днем ни ночью, молился и продолжал копать пещеру.
Подвиг отшельничества привлек людей. К Антонию стали приходить за благословением, некоторые решали наследовать ему. Это положило начало образованию Киево-Печерской лавры. Первоначально собралось 12 монахов. Тогда выкопали одну большую пещеру и обустроили в ней церковь и кельи. Они и сейчас существуют в Дальних пещерах лавры. Преподобный же, оставив игуменом среди иноков своего ученика, ушел в затвор. Но и там к нему стали примыкать новые монахи. Так возникли Ближние пещеры. Численность братии увеличивалась, и тогда началась постройка храма вне пещер. Это было небольшое деревянное строение, названное церковью Успения Пресвятой Богородицы.
Спасая старца от гнева Изяслава, Черниговский князь Святослав тайно перевез Антония в свои владения, где тот поселился на Болдиной горе, обустроив для себя пещеру. Со временем там также образовался подземный монастырь, т. н. Антониевы пещеры, которые открыты для просмотра в наши дни. Через 3 года преподобный Антоний Киево-Печерский возвратился в Киев, жил в уединении и умер в 1073 г. Его мощи находятся подспудно в земле.
Традиции празднования
Главным объектом праздника был гром. Ему давали разные толкования, мол, это звук камней, падающих с неба, результат борьбы небесных драконов, звук колесницы св. Ильи, что это оружие, которым Бог поражает сатану, прячущегося под деревом или в воде. Поэтому уже тогда запрещалось укрываться от грозы под деревьями. К человеку, убитому молнией, было двоякое отношение: его одновременно считали и праведником, и грешником. Непоправимое горе случалось, если от молнии возгорался дом, т. к. такой пожар принято было тушить не водой, а молоком или сывороткой, поэтому жилище сгорало дотла.
Другой объект, которому уделяли внимание, — ряска. Считалось, что в ней обитают русалки. Растительность собирали в ведра, корзины и несли скармливать домашней птице, удобряли грядки. Девушки копировали узоры ряски на воде и по подобию плели кружева – рясочники.
Приметы
Обычно на Антония Громоносца были частыми громовые раскаты. Прислушиваясь к ним, люди делали разные прогнозы:
- Прерывистый, резкий гром – к тихому дождю, гулкий – к ливню.
- Грозовые раскаты, когда праздник выпадает в среду или пятницу, означают удачную рыбалку.
- Если гром с яркими молниями, значит где-то горят стога сена.
- С утра гром – к вечеру дождь.
Перед хорошей погодой с утра туман стоит над водоемом, лягушки прыгают на берегу.
Перед дождем жалят мухи, лягушки прячутся в растительность подальше от воды, а трава с утра сухая. О том, что будут осадки, предупреждала поникшая картофельная ботва.