2 июля отмечается народно-христианское празднество почитания памяти страстотерпца Зосимы Аполлонийского (Созопольского), претерпевшего страдания во время царствования римского Марка Траяна. Последний считал, что христианство является способом объединений людей ради противостояния действующей распространенной религии — язычества, потому приказывал истреблять инакомыслящих. Стойкостью духа Зосима сумел доказать приверженность и искренность своих верований, за что посмертно был удостоен мученического венца.
В простонародье торжество получило упрощенное название Зосима Пчельник или день пасечника, поскольку самого христианина считали покровителем этих полезных насекомых. По этой же причине работу сопровождали молитвами в адрес блаженного.
История жития святого
Зосима жил в небольшой области Фракии, Аполлонии Понтийской, в 1-2 веке. О детстве и отрочестве праведника доподлинно ничего не известно. Писания гласят, что он был выходцем из скромной, но достаточно обеспеченной семьи. Выучившись и получив воспитание Зосима поступил на военную службу в рядах императорской армии. Он понимал, что властвующий правитель Траян присягает языческим богам, но ничего не мог поделать со своим ярым желанием принять христианство, и посвятить жизнь служению Всевышнему. Когда во Фракии началась очередная волна уничтожения икон и гонения инакомыслящих, военачальник не задумываясь принял крещение, оставил основную службу и предался постоянному чтению молитв.
Местному градоначальнику Домициану незамедлительно донесли на предателя, посмевшего отречься от идолов. Ослушавшегося тотчас привели ко двору и представили на суд. Чиновник дал христианину шанс «исправиться» — принести в жертву богам животного, чья кровь смоет его вину. Зосима ответил отказом, за что был предан физическим мукам. Страстотерпец продолжал тихо читать молитвы, восхваляя Господа, и благодать, наполнившая его дух, не дала телу почувствовать настоящую боль. Разозленный правитель отдал приказ положить пленника на раскаленное докрасна металлическое ложе, но тот остался невредим. Тогда градоначальник повелел надеть на ноги узника стальные сандалии, в подошву которых остриями внутрь были вбиты гвозди, и повел его по улицам города вслед за своей повозкой. Искренняя вера придавала мученику сил — он знал, что душа его будет вознаграждена за все испытания.
После пыток Зосиму заключили в темницу без воды и пропитания. Даже будучи в тяжелом положении он не отрекся от отца Небесного и продолжал восхвалять имя его. На следующий день праведника казнили, лишив его головы, а останки бросили в канаву. Собратья бережно захоронили тело страстотерпца, предав его земле по всем традициям.
Как народная дата отмечалась на Руси
Пчелиный мед особенно высоко ценился среди иных даров природы. Им лечили экземы и раны, избавлялись от гриппа и простуды. Помимо этого богатый витаминами и макроэлементами продукт обладал следующими свойствами:
- Противовоспалительный, антибактериальный эффект;
- Лечение болезней дыхательной системы, железодефицита;
- Укрепление костной ткани и зубной эмали;
- Использование в качестве мужского афродизиака;
- Косметическое воздействие;
- Общее укрепление иммунитета здорового человека.
Людей, занимающихся бортничеством, уважали и старались всячески задабривать. Сами пчеловоды в свою очередь на Зосиму Пчельника проводили определенные ритуалы для повышения качества урожая. Так по периметру пасеки нередко вкапывали колья, на которые помещали черепа животных, веря, что это защитит от сглаза и порчи. В дополнение к этому произносился заговор, текст которого передавался от поколения к поколению. Такая процедура делала очередной сбор удачным и способствовала привлечению пчел.