Первые 4 века нашей эры ознаменовались гонениями на адептов христианства.
Тысячи людей были подвергнуты жесточайшим пыткам, казнены за то, что исповедовали новую веру. Среди них Мокий и Марк. 16 июля православная церковь почитает их память.
История праздника
Гонения на христиан начались со времен Нерона (54-68). После него Домициан, Траян, Адриан, Марк Аврелий Философ, Максимин Фракиец и другие властители в разной степени преследовали и уничтожали тех, кто нес в сердце слово Спасителя. Самым жестоким было гонение в 303-313 гг., во времена тетрархии, введенной императором Диоклетианом. На эти годы и приходится мученическая кончина Марка и Мокия. Они мужественно вынесли все пытки и смиренно приняли смерть через обезглавливание. Во времена правления императора Траяна, в 108 г., пострадал за веру Диомид Кесарийский со своими товарищами. Их память также почитается 17 июля. Христианский праздник, отмечаемый в этот день, называют по-разному: Демид, Мокей, Мокий и Демид, Маков день.
День святых мучеников в народе называют Стожары (Сажар, Волосожары) — в честь народного названия скопления небесных светил в созвездии Тельца, именуемое в астрономии Плеяды. Данный астеризм расположен близко к Земле и виден невооруженным глазом, особенно летом. Предки вообще относились к звездам благоговейно, так как считали их глазами ангелов и наделяли магической силой. Охотники искали покровительства у Плеяд и не шли на лов, если звезды были закрыты облаками. По этому поводу говорили: «Иди на медведя смело, коли стожар горит ярко».
Приметы
- Целую неделю будет хорошая погода, если комары роятся, а пауки плетут свои сети.
- Вода убывает в колодцах к жаре.
- Собака вялая, роет яму, качается по земле — будет ненастье.
- Щавель хорошо родит на мягкую зиму.
- Много зерен в маковой головке – к изобилию.
- Родившиеся на Мокия нуждаются в помощи окружающих. Они не могут быть лидерами и руководителями, но из них получаются хорошие работники.
Традиции
День Мокия и Марка считался неблагополучным для новых начинаний. Но пора была ответственной – заготовка сена – и крестьяне шли в поле, сгребали высохшую траву и складывали в стога. Недаром говорили, что Мокий с Демидом в этот день стоят в поле. Если сено успевали убрать, начинали уборку озимых культур. Дорожили каждой минутой, поэтому если небо затягивалось тучами (а грозовые дожди были нередки в этот день), в поле шли дети просить у Стожар отвести дождь. На эту тему даже существовала поговорка, мол, Мокий спешит землю смочить, а Марк сено убрать. В некоторых регионах существовала традиция разбрасывать последний стог по лугам.
Собирали мак. Это растение уважали, ценили его лечебную и магическую силу, считали символом достатка и богатства, но в то же время его связывали со злом, смертью и страданием. Чтобы защитить дом и скот от злых духов, рассыпали семена по полу и в хлеву. Люди верили, что они способны защитить от колдунов, поэтому обсаживали маком угодья, подсыпали его семена в обувь жениха и невесты, добавляли в корм домашней птице, чтобы лучше неслась. Им лечили бессонницу, головные боли, нервные расстройства, бесплодие. Любимым лакомством были каша и пирожки с маком.