Один из 12 важнейших православных дней — Сретение Господне.
Примечательно, что он одновременно вмещает в себя христианские и языческие корни (у язычников именовался Громница), поэтому справляется даже старообрядцами. Отмечается ежегодно 15 февраля.
История становления событий
Евангелие сообщает, на 32-й день после обрезания и на 40-й после рождения родители вместе с новорождённым сыном пришли в храм Иерусалима. Верующие полагали, что по еврейским законам в очищение Марии роженицы необходимо отдать в служение Богу дитя, прибегнув к жертвоприношению в благодарность за первенца мужского пола. Не в силах убить ни одного животного они принесли двух еще живых птенцов.
Там же была Анна, дочь Фануилова, посвятившая 84-летнюю праведную жизнь Господу. Тогда старица молилась у стен строения, вопрошая здоровья близким.
Само название переводится на современный язык как «встреча». Обосновывается это действительным знакомством Симеона Богоприимца и Иисуса Христа, спасителя душ грешных живущих.
Исторические источники утверждают, что старец прибыл туда не случайно. Он был избран переводчиком для транслитерации священных библейских писаний. В одной из книг мужчина увидел явную ошибку, пожелал исправить ее. Ангел, явившийся к нему в видении, остановил перо, вознесшееся над бумагой, и убедил в правдивости первоисточника, сказав, что тот не умрет, покуда не удостоверится. И тогда по прошествии длительного времени праведник явился в церковь, как настоял Божий посланник.
Сообщается, что Семен держал на руках младенца, восторгаясь его ликом и красотой, говоря о его будущем, а Пророчица вторила ему. Почти мгновенно после этого 360-летний монах скончался, исполнив предписание.
Сретение Господне считается древнейшим торжеством. Первые празднования зафиксированы в 4 веке как завершение 40-дневного периода Богоявления. Следом день распространился до Римских земель и Константинополя. Через 2 столетия указом императора Юстиниана он утвержден как двунадесятый праздник — великая религиозная дата.
Традиции и обряды
Многие крестьяне, будучи неграмотными, проводили канун как простой день — вели подготовку к полевым работам, ухаживали за скотом, хлопотали по дому. Женщины наводили порядок в чуланах, каморках, просматривая имеющиеся вещи. Любили хозяйки заниматься рукоделием и печь блины, молодые незамужние девушки — гадать на суженого. Сильная половина чинила инвентаря, проверяла хозяйство.
Малая часть христиан знала, что на самом деле работать нежелательно. Они поутру святили воду, окропляли снаружи и внутри свои владения, читая молитвы, заговоры на здравие и благополучие. Оставшуюся святой жидкости оставляют в углу, используя в отрицательные моменты — чтобы исцелить от болезней, отогнать бесов, снять порчу.