Народный праздник, именуемый Тарасом Бессонным, ежегодно празднуется 10 марта. По юлианскому календарю дата приходилась на 25 февраля. Святитель Тарасий Константинопольский, который был архиепископом православной церкви, почитается в этот день как мудрый, аскетичный человек. Он даровал доброту окружающим его людям. Праздник именуется «Бессонным» потому что запрещалось ложиться спать взрослым и детям пока солнце не скроется за горизонт. Согласно суеверию, хворь может убаюкать человека и войти в него спящего.
Из истории
Городом, где Тарасий появился на свет был Константинополь. Образование, данное родителями, способствовало тому, что он смог стать советником царя. Во времена гонений против христианской религии и церкви в целом, патриарх Павел назначает его на свое место, а сам уходит в монастырь. В тот момент Тарасий был мирским жителем, вел привычный и благородный образ жизни. В 784 году становится патриархом после прохождения всех монашеских ступеней.
19 лет служения были посвящены управлению Церковью, помощи обездоленным, обескровленным, юродивым, изгоям. Сироты, вдовы, больные, нищие стали постоянными прихожанами, а в Пасху садились за общий стол к Тарасию, который он лично собирал. Его не стало в 806 году.
Традиции и обычаи
В этот день полагалось молиться Тарасию-кумошнику, который должен защищать от лихорадок и хворей. Предки из древней Руси считали, что в осенне-весенний период, трясучка может завладеть засыпающим человеком, войти в тело и ослабить его. Болезнь представляли в виде лесного демона, который обитает в глуши со своими сестрами. В настоящее время лихорадка легко объясняется авитаминозом, переходными сезонами, резкой сменой погоды, сквозняками, дождливыми днями и ночами.
На Руси сформировались обычаи:
— кумоха может прийти только 10 марта и 5 сентября. В этот день сельские жители, кроме молитв, устраивали игры в честь «Дремы». Собирались в круг, выбирали ведущего «Дрему» и клали его в центр на лавочку с подушкой. Он притворялся засыпающим. После того, как вокруг него начинались танцы, «Дрема» начинал ловить игроков и прислонять голову пойманного к подушке. Роль передавалась по очередности. Такими играми селяне боролись со сном, задабривали кумошника, развлекались;
— по приснившимся снам после захода солнца, можно было предугадать события будущего. Если снилась сосна — стоило ожидать печальную новость, застревать по колено в сугробах — ожидала путаница в делах, закрытый сундук сулил сорвать куш, обогатиться, работа с землей — ожидание семейного дохода.
Приметы
Особое внимание уделялось изменениям в природе в день Тараса Бессонного:
- осадки в виде снега говорили о неделе ненастий перед Святой Пасхой;
- чих окружающих зверей рассматривался как скорейшее потепление;
- возвращение грачей означало скорый сход снега;
- если грач вил гнездо — тепло наступит окончательно без возвращения заморозков;
- кричащие вороны предрекали дождливое холодное лето;
- найденная в этот день сброшенная змеиная шкура могла уберечь от болезней;
В день Вешней дремы люди стремились высадить помидоры и капусту. Это считалось залогом богатого урожая.